Раздел «История песни»      
Песня «Сиреневый туман»

Известно немало историй второго рождения или придания второго дыхания популярным в своё время мелодиям и песням. Далее хотел написать «естественно», но «споткнулся» на этом слове. Вовсе не «естественно», а, скорее, противоестественно, но ожидаемо. У засиявшей в новой оправе бесхозной песни (или мелодии), сразу же, появляется несколько «родителей». Популярная в 50-е годы песня «Там, вдали за рекой» обрела «второе дыхание» в оригинальном исполнении популярной певицы 70-х, фамилию которой, к сожалению, забыл. Вот какую справку дают о ней: «Автор текста (слов): красноармейской версии - комсомолец Николай Кооль. Композитор (музыка): неизв. автор. Обр. А. В. Александрова».

Короткая справка об авторе слов по информации знавших его людей.

«История появления и распространения этой песни, дата рождения которой обычно отмечается 1924 годом, очень характерна для первых советских песен. Долгое время, пожалуй, более четверти века, эти песня считались народной, и никто не знал о ее авторе. А автор жил и трудился, учился и учил, прошел по дорогам Великой Отечественной. Не будучи профессиональным поэтом, автор не заявлял о себе, тихо радовался тому, что его детище живет на свете. Это тоже очень типично для создателей первых советских песен: они были лишены какого бы то ни было тщеславия, а песни создавали по необходимости, потому что на том участке жизни молодой страны, где они находились, нужна была в тот момент песня.

Автором песни «Там, вдали, за рекой» является Николай Мартынович Кооль, юноша, живший в Петрограде, в 20-х годах начал сотрудничать в местной печати. Он писал статьи, заметки, пробовал свои силы и в стихах».

Исаак Джуринский, Бруклин, Нью-Йорк.

«Николай Мартынович Кооль
Ред.: Николай Кооль, родившийся в Боровичском уезде и до 16 лет живший на хуторе неподалеку от деревни Волок с отцом — эстонским арендатором Мартыном Коолем.
Стихи Николая Кооля родились в Ходынских лагерях под Москвой, где он проходил воинскую службу, и предназначались для пения в пешем строю. Сложены они были на мотив старой каторжной песни «Лишь только в Сибири займется заря».

Потом ее «довел до ума», сделав аранжировку, композитор Борис Александров. Солдаты, служившие с Николаем, после демобилизации разнесли песню по всей стране, и многие люди считали ее народной.

Прав Исаак, автор не очень настаивал на своих правах, жил скромно, сражался на фронтах Великой Отечественной и умер в Москве в 70-е годы. Стихи он писал и потом, но почти не печатался. А имя земляка вернул боровичанам геолог Михаил Марков, который учился вместе с Коолем».

«Песню все знают в одном варианте – "красном". На самом деле эта песня о героическом походе казаков в тыл к японцам».

И всё же история мелодии этой песни известна специалистам-музыковедам. Оказывается, это известная песня запорожцев начала 16-го века. Т.е., времён Байды-Вишневецкого. «Побродила» она по свету аж до японских тылов и вновь вернулась в украинскую степь.

Как-то в 70-х или 80-х годах журналисты рассказали целую детективную историю-расследование авторства текста и музыки популярной песни «По долинам и по взгорьям». Но это отдельный рассказ.

До сих пор не стихает спор об авторстве песни «Поручик Голицын».

Вернёмся к теме статьи. В 1962 году автор впервые услышал песню «Сиреневый туман». В том же году купил пластинку «на костях» на толкучке. Многие читатели понятия не имеют о пластинках «на костях», толкучке. Пластинки «на костях» изготавливались в подпольных студиях звукозаписи (несколько позже – и в легальных) на использованной рентгеновской плёнке. Отсюда и «кости». А толкучка – это вещевой рынок. Обычно, работала толкучка по воскресениям на центральном колхозном рынке. Но в конце 60-х её «высели» как антисоциалистический элемент на окраины городов.

На приобретённой пластинке песня исполнялась под гитару. Исполнение было, мягко говоря, не очень высокого качества. В то же время доводилось слышать эту песню на таких же «костях» в значительно лучшем исполнении (скорее всего – профессиональном).

Ренессанс песни пришёлся на перестроечное время конца 80-х годов. Вот как об этом поведал журналист:

«Сиреневый туман
Фрагмент интервью с Владимиром Маркиным:
«- Хорошо, с трудным детством все понятно, а "сиреневый туман" откуда взялся?
- Однажды, около 10 лет назад, мне позвонил очень уважаемый мною человек - Андрей Макаревич, и попросил гармошку. После клипа, где я играю на этом инструменте, у него возникла такая устойчивая ассоциация, что, мол, Маркин никогда не расстается с гармошкой. У нас с ним в ту пору было "шапочное" знакомство. Хорошо, гармошку я нашел где-то на складе, передал Макаревичу, а потом приехал к нему в гости. Он тогда еще на Ленинском проспекте жил. На кухне сидели Александр Градский, Женя Федоров - небезызвестный в свое время журналист. И у нас получился там такой кухонный концерт, во время которого Градский спел куплет "Сиреневого тумана". Эта вещь тронула меня до глубины души. Как оказалось, это был фольклор 50-х годов. Я начал заниматься собирательством, и через некоторое время в моем распоряжении было около 50 куплетов "Сиреневого тумана". Интуитивно я вычленил из этого многообразия четыре. Не спал ночи - все аранжировки писал, потом мы сделали все-таки песню, а чуть позже и клип, который я принес в телевизионную программу Володи Молчанова. Он его посмотрел и выдал в субботний эфир. В воскресенье я проснулся знаменитым, вся страна пела "Сиреневый туман".
- Эту песню можно назвать вечной?
- Ко мне в скором времени пришла вдова покойного композитора Михаила Матусовского и рассказала, что ее муж написал эту песню еще в 36-м году для выпускного вечера в Литературном институте. За это время она обросла другими куплетами, стала практически народной. Вот теперь и считайте: появилась в тридцать шестом, а сейчас - конец века... Я считаю, что песня - это как хороший коньяк, чем дольше ее слушают, тем лучше она становится... Меня недавно назначили главным музыкальным редактором телеканала РТР, так вот, я планирую в ближайшее время создать программу, в которой могли бы выступать талантливые молодые исполнители со всей страны, а также вообще изменить на РТР отношение к музыке. Я считаю - песня должна полюбиться потому, что ее создали и исполнили талантливые люди, а не потому, что ее 500 раз прокрутили на телевидении.

Сиреневый туман над нами проплывает
Над тамбуром горит полночная звезда
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда

Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь
Уеду ль я на год, а может быть, на два
А может, навсегда ты друга потеряешь?
Еще один звонок, и уезжаю я

Последнее прощай с любимых губ слетает
В глазах твоих больших тревога и печаль
Еще один звонок, и смолкнет шум вокзала,
И поезд улетит в сиреневую даль

Я помню те слова, что ты мне прошептала
Улыбку милых глаз, ресниц твоих полет
Еще один звонок, и смолкнет шум вокзала
Еще один звонок, и поезд отойдет

Ты предо мной стоишь и слезы утираешь
Вернусь я через год, а может - через пять
Быть может, через год ты друга потеряешь,
А может, суждено нам встретиться опять».
Список историй песен
Статьи Журнала советов
Все публикации