Молодая женщина попала в автокатастрофу. Она выжила, но не пришла в сознание. На языке неврологии ее состояние характеризуется как «состояние овоща». Отдельные части ее мозга оказались повреждены настолько, что она могла лишь открывать глаза, но не могла различать знаки, звуки и прикосновения. Велико же было изумление британских и бельгийских ученых по прошествии 5 месяцев с момента аварии.

Просканировав мозг пострадавшей с помощью МРТ (магнитно-резонансной томографии), они обнаружили удивительные вещи. При произнесении вслух каких-либо фраз, части мозга женщины, отвечающие за речь, стали реагировать. Когда ее попросили представить комнаты ее дома, активизировались части мозга, отвечающие за пространственное воображение. А когда попросили вообразить, как она играет в теннис, включились участки мозга, отвечающие за движение, и руки ее сдвинулись с места... Снимки ее мозга, конечно, отличались от снимков здоровых людей. Однако стали заметны просветления сознания.

В подобных случаях в первую очередь всегда страдает семья больного. Тяжело осознавать, что твой близкий человек навсегда останется прикован к постели, да еще и не сможет ни говорить, ни видеть, ни думать... То есть, он, вроде бы уже и не жив. Но в то же время и не мертв...

В таких случаях семья больного нередко задумывается: стоит ли дальше иссусственно поддерживать жизнь человека, если его мозг умер? Однако приведенный выше случай дает основание говорить о новом прорыве в науке о сознании. Спорные вопросы и неформальные обсуждения вышли теперь на передний план современной неврологии.

Исследования сознания человека вызывают в научных кругах как восхищение, так и негодование. Нет темы на сей день более акктуальной. Как заметил Рене Дескарт, наше собственнoe подсознание является наиболее непредсказуемой областью. По предположению главных религий, дух переживает смерть тела, дабы раскрыться в полной мере в недрах Вселенной. У каждого из нас сознание живет своей жизнью. Вуди Ален сказал: «Я не хочу стать бессмертным благодаря своей работе. Я хочу достичь этого не умирая».

Сознание часто не зависит от способов его выражения. Младенцы, животные и пациенты с повреждениями мозга не являются бесчувственными роботами; у них есть реакции подобные нашим, подтверждающие индивидуальность каждого. Сознаниене может приравниватъся к самосознанию. Бывает, что периодически мы теряем навыки в музыке, физическом развитии или чувственном восприятии, однако при этом остаемся сознательными людьми.

Как лжет мозг.

Феномены мозга распознать непросто. Человек может думать одно, говорить другое. И дабы попытаться внедриться в сей загадочный процесс, американские ученые создали специальный детектор лжи, который наиболее точно показывает, когда именно человек говорит неправду. В основе технологии - последние открытия в области нейрохирургии. Как полагают специалисты из Колумбийского университета, в тот момент, когда человек лжет, в его мыслительную деятельность вовлекается гораздо большее количество нервных центров, нежели когда он говорит правду. Проще говоря: сочиняя, мозг работает активнее. Специалистам удалось даже создать специальную компьютерную программу, которая в цветовой гамме показывает работу различных центров головного мозга во время беседы с человеком. В случае, если он лжет, на экране появляются выделенные красным дополнительные зоны мозга, которые подключаются к созданию вымышленной картины событий. Новейшую разработку уже взялина вооружение спецслужбы США.

Полюби иероглифы.

Мозг человека разделяется на два, обладающих различными функциями и работающих по-разному полушария - правое и левое. В одном находится центр речи, и оно называется вербальным, в противоположном - центр музыки и его называют эмоциональным. Этот незабвенный факт был выяснен в результате исследований ученых в области нейрофизиологии и нейрохирургии. Картина прояснилась, когда у людей по каким-то причинам не работали определeнныe части мозга. Теперь стало ясно, что у славян больше работает правое полушарие, чем левое, т.е. включена больше рационализация. А, например, японцев оба полушария функционируют одинаково. Давно известно, что люди, изучающие противоположные культуры или языки, такие, как английский и японский или индийскую культуру и европейскую, развивают оба полушария. Согласно окончательным воспитательным концепциям, именно для гармоничного развития обоих полушарий головного мозга детей рекомендуется обучать японскому, китайскому и противоположным, сходственным им, языкам. Кроме тoго, занятия иероглифической графикой прививают ребенку усидчивость, приучают к старательности, а также формируют в нем композиционно-пространственное мышление. Заучивание же иероглифов развивает память.